В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению и выполняемым функциям. Одними из самых ярких и показательных явлений такого рода являются народные обычаи и традиции. Для того, чтобы понять их истоки, надо, прежде всего, изучать историю народа, его культуру, соприкоснуться с его жизнью и бытом, попытаться понять его душу и характер. Любые обычаи и традиции в своей основе отражают жизнь той или иной группы людей, а возникают они как результат эмпирического и духовного познания окружающей действительности. Другими словами, обычаи и традиции - это те ценные жемчужины в океане жизни народа, которые он собрал на протяжении веков как результат практического и духовного постижения реальности. Какую бы традицию или обычай мы ни взяли, исследовав её корни, мы, как правило, приходим к выводу, что она жизненно оправдана и за формой, подчас кажущейся нам претенциозной и архаичной, скрывается живое рациональное зерно. Обычаи и традиции любого народа, это его “приданое” при вступлении в огромную семью человечества, живущего на планете Земля. Каждый этнос своим существованием обогащает её и совершенствует.
В своей небольшой работе я хочу коснуться обычаев и традиций народа Шотландии. В этой связи очень важно ознакомиться, хотя бы кратко, с историей и географией данного народа и его страны, так как исторический подход даёт возможность вскрыть напластования в сложном комплексе народных обычаев, найти в них первичное ядро, определить его материальные корни и его первоначальные функции. Именно благодаря историческому подходу можно определить настоящее место религиозных верований и церковных обрядов, место магии и суеверий в народных обычаях и традициях. Вообще говоря, только под историческим углом зрения может быть понята сущность любого праздника как такового.
Тема обычаев и традиций шотландцев необычайно широка и многогранна. Но она поддаётся и делению на более частные и узкие темы. В своей работе я решила ограничиться лишь несколькими, которые можно считать, на мой взгляд, самыми важными. Эти темы: шотландский национальный костюм и его связь с понятием клановости; старинные сельскохозяйственные обычаи шотландцев и их связь с культом растительности и солнца; семейно- брачные обычаи; современные обычаи.
Итак, несколько слов о шотландцах, кто они такие и как образовалась эта страна. Шотландия (Scotland) занимает северную часть острова Великобритании и прилегающие острова: Гебридские (Hebrides) , Оркнейские (Orkneys) , Шетландские (Shetlands) . Основная территория Шотландии с запада и севера окружена Атлантическим океаном (the Atlantic Ocean) , с востока -Северным морем (the North Sea) , а с юга - территорией Англии (England) и Ирландским морем (the Irish Sea) . Главными заливами восточного побережья являются залив Мори-Ферт (Moray Firth) на севере и Ферт-оф-Форт (Firth of Forth) - на юге. Ферт -оф-Клайд (Firth of Clyde) омывает юго-западное побережье Шотландии. Самыми высокими горами являются Грампианские горы (Grampians) , протянувшиеся на севере Шотландии, которые включают в себя самую высокую вершину Шотландии, и вообще Великобритании, Бен-Невис 2 (Ben Nevis) . Её высота составляет 1343 м. Главными речными системами являются системы рек Форт и Клайд. Очень много в Шотландии горных озёр, включая озёра Лох Ломонд (Loch Lomond) и Лох Несс (Loch Ness) . Лох Несс, возможно, самое известное озеро в Британии, так как, говорят, что в нём обитает чудовище доисторических времён - Несси (Nessie) , однако факт этот не имеет доказательств, несмотря на многочисленные свидетельства “очевидцев” . Хотя, бесспорно, озеро привлекает толпы туристов.
Со своими чащами, озёрами, горами, островами и древними замками, Шотландия по праву считается красивейшей страной, и туризм является одной из её важнейших отраслей.
В Шотландии имеются и залежи полезных ископаемых- угля и железа, нефти и газа Здесь также развиты такие отрасли как рыболовство, производство виски и т.д. Развито сельское хозяйство - земледелие и скотоводство. Около четвёртой части всей площади страны возделывается или находится под пастбищами. Основной шотландской культурой является овёс (oats) . И более половины всех возделываемых площадей, в основном в Лоуленде (Lowlands) - низинной части Шотландии, занимается под эту культуру. Недаром Шотландию называют “Land of Cakes” . Такое название дано потому, что она известна своими “oatmeal cakes” (букв.” пирогами из овсяной муки” ) . От этого же названия, кстати, происходит и “Cake Day” (или ещё по-шотландски Hogmanay, что значит “Канун Нового Года” ) .
В Хайленде (Highlands - гористая часть Шотландии) , разводят овец и коров. Здесь развито сельское хозяйство в форме крофтинга (crofting - фермерство) . Люди покупают права на владение участком земли (croft) , но часто этого участка статочно только для того, чтобы выращивать картофель, одну корову, три овцы и т.д. ; это мало масштабная ферма на плохой земле, так как на верху зимы долгие, а лета- дождливые и земля не подходит для настоящего фермерства.
Что касается островов, Оркнейских и Шетландских, то нужно заметить, что деревья здесь почти не растут из-за суровых сильных зимних штормовых ветров (gales) , но благодаря омывающему их тёплому течению Гольфстрима (Gulf Stream) , имеют относительно мягкий климат. Шетландские острова известны производимой здесь одеждой из шерсти (особенно с острова Фэр-Айл (Fair Isle) , маленького острова на южной оконечности Шетландских островов) . Шетландские шали, вывязываемые из шерсти, так тонки, что, при размере шали в 1,5 кв. м, её можно протянуть через обручальное кольцо.
Гебриды (острова Скай, Малл, Юра (Skye, Mull, Jura) известны своими крофтами (crofts) . Эти дома крофтеров, всё ещё заселённые, имеют толстые каменные стены, земляные полы и соломенные крыши. На острове Скай находится самое большое селение под названием Portrее, привлекающее туристов - любителей кельтской старины.
Гебридские острова, в свою очередь, делятся на Гебридские острова (Outer Hebrides) и Внутренние Гебриды(Inner Hebrides) .
Inner Hebrides известны своим островом Иона (Iona) , где захоронено 52 древних шотландских короля, не говоря уже о принцах, епископах и чифтейнах. Остров привлекает паломников со всего мира. Остров Стаффа (Staffa) знаменит пещерой Фингала (Fingal’s Cave) , с которой связана легенда о двух великанах, бросавших друг в друга скалы.
Над Внутренними Гибридами находятся Гебридские острова (Outer Hebrides, что буквально переводиться как “Внешние Гебридские острова” ) : Льюис (Lewis) и Гаррис (Harris) , а также мелкие острова. Это гористые острова, где преобладают рыболовецкие гавани. Столицей Льюиса и Гарриса является г. Сторновэй (Stornoway) , невдалеке от которого находится Шотландский Стоунхендж (Scotland’s Stonehenge) . Scotland’s Stonehenge - доисторический каменный кромлех, состоящий из камней 40-футовой высоты. 13 монолитов окружают одну большую каменную пирамиду, а другие камни, которые, возможно, образовывали концентрические круги, разбросаны вокруг. О Стоунхендже я ещё упомяну позднее, в связи с обычаями шотландцев, имеющими в своей основе языческие обряды.
Древнейшие археологические памятники на территории Шотландии относятся к 3-му тысячелетию до н.э.. В первые столетия до н.э. началось заселение территории Шотландии кельтскими племенами (Celts) , к древнему населению Шотландии относились пикты(Picts) , которые являлись древнейшим народом, живущим на территории Шотландии и назывались они иберийцы (Iberians) . Впоследствии кельты дали им название пиктов.
В начале н.э. у некоторых племён стало зарождаться классовое общество.
Неоднократные попытки римлян (the Romans) , начиная с 1 века н.. э., подчинить Шотландию, а надо заметить, что римское её название было Каледония (Caledonia) , окончились неудачей. Римляне завоевали юг Шотландии, но отступили перед Гардианской Стеной (Hardian ‘s Wall (Северная Англия) во 2 веке н.э. Шотландия в то время являлась гнездом воевавших между собой племён, каждое из которых имело своего короля, который в течение короткого времени правил своей малой территорией, до того, как быть покорённым своим более удачливым соперником. В постримские времена картина сложилась следующая - пикты находились на севере, скотты (Scots) (из Ирландии) - на западе, бритты (Britons) на юго-западе, а англы (Angles) или англосаксы (Anglo-Saxons) на юго-западе. В 9 веке скотты и пикты объединились в королевство (названное Скотия (Scotia) как это звучало на средневековом латинском) , и сражались против набегов викингов (Vikings, или Norsemen).
Название Шотландия (Scotland) произошло в 11 веке, когда название Скотия было дано юго-западному участку, заселённому племенами скоттов. Феодальная система в Шотландии была основана в 12-ом столетии. Эдуард I Английский завоевал Шотландию в 1296 г., но шотландцы под предводительством Валласа (Вильям Валлас - шотландский национальный лидер 1272 -1305 гг) и Брюса (Роберт Брюс - король Шотландии Роберт I 1274-1329 гг) оказали очень сильное сопротивление, таким образом, в 1328 году Англия признала независимость Шотландии.
Интересно отметить, что имя Роберта I у шотландцев всегда ассоциировалось с мужеством и настойчивостью. Его читают известным Шотланд-ским героем. Он сражался с Эдуардом I и Эдуардом II, королями англий-скими, и разбил англичан при Баннокберне (Bannockburn) в 1314 году. 4 Существует легенда. что после одного из своих поражений, Роберт I скрывался в пещере и, как гласит предание, увидел паука, плетущего свою паутину. Паутина обрывалась, но паук, несмотря на это, снова и снова сплетал её. Брюс созвал и объединил свои силы и в этот раз одержал победу над Англией. Дочь Брюса положила начало трагической, но крепкой династии Стюартов, с которой связан большой период в истории Шотландии. Дворцы Стюартов и места их сражений расположены по всей Шотландии, существует также тропа Марии, Королевы Шотландской (Марии Стюарт - 1542 - 1587 гг). Она являлась королевой Шотландии с 1542 по 1567 гг и была заключена в тюрьму Елизаветой I Английской, а в 1587 году казнена за государственную измену. Как имя Марии Стюарт, так и имя Чарльза Эдварда Стюарта - шотландского принца (Bonnie Prince Charlie), который был разбит в Битве при Куллодене (Battle of Culloden) в 1746 году и бежал во Францию, овеяны духом романтизма.
С казнью Марии Стюарт в 1587 году, Шотландия потеряла свою независимость. А в 1603 году короны двух народов английского и шотландского были объединены путём законодательного союза двух королевств, который был окончательно провозглашен только в 1707 году. Многие шотландцы поддерживали восстания 1715 и 1745 годов. И как уже упоминалось, с поражением Принца Чарльза (по прозвищу Бонни, что значит “красавчик” ) в 1746 году надежды Стюартов рухнули. После 1745 года клановая система (Сlan system) пошатнулась.
I Клан в Шотландии (C l a n) - это группа семей, носящих одну фамилию (например Мак Дональды - “сын Дональда” , так как Mac по-шотландски значит “сын” ) и имеющих общего предка. До 1745 года Шотландские кланы управлялись чифтейнами (chieftains) . Следует заметить, что система кланов популярна до сих пор и сохранилась она больше как национальная традиция шотландцев. Когда шотландец вспоминает о своей Родине, то ему приходят на ум печальные вересковые пустоши, развалины замков, поношенная прадедовская юбка-килт и пиброх - заунывная мелодия волынки. В Шотландии клановая принадлежность определялась по костюму, особенно по мужской юбке -килт. Расцветка юбки должна быть конкретной - в соответствии с тартаном.
(Tartan) - шерстяной материей с образцом линий различной ширины и различных цветов, которые пересекают друг друга под определёнными углами. Имеется много различных тартанов, каждый из которых связан с определённым шотландским кланом. Каждый клан в Хайленде (Highlands- гористая, верхняя часть Шотландии) имеет определённый связанный с ним цвет и определённый проверенный образец, который члены клана носят на килтах и пледах. И надеть чужие цвета является социальным нарушением (gaffe) и это также недопустимо, как кораблю поднять на мачте иностранный флаг. За этим строго наблюдает в Шотландии ответственное лицо, Главный Герольд, Хранитель гербов и старшинства кланов. В его сложные обязанности 5 входит следить за тем, чтобы никто не присвоил себе недозволенные титулы, чужие клетки, не завёл на волынке (bag-pipe) во время церемониального марша мелодию иного клана. Со всех концов света приходят к нему запросы относительно клановой принадлежности и символики. Даже американские, австралийские, новозеландские, канадские поколения шотландцев не потеряли интереса к исконным родовым обычаям и традициям, вспоминают о своих корнях и чем дальше, тем больше приходят к мысли: “Где бы мы ни были, мы - шотландцы!” У каждого клана есть свой праздник, и в этот день все члены клана надевают свой костюм, где бы они ни были.
Традиционно, кроме юбки -килта, в шотландский национальный костюм (Highland dress) входит твидовая куртка (t w e e d jacket) , простые длинные чулки, берет и кожаный спорран (sporran), - кошелёк который висит на узком ремешке, охватывающем бёдра. Этот вариант костюма носят днём. Для вечера имеется другой вариант костюма - юбка-килт надевается с меховым спорраном, чулками со своим определённым тартаном, усложнённой курткой и отделанной рюшем рубашкой. Шотландский берет- tam-o’-shanter - это шерстяная шляпа без полей с помпоном или пером на верху. Обычно тэмешэнте носят, слегка сдвинув набок. Название своё берет получил от имени героя стихотворения Роберта Бернса с одноимённым названием. Следует упомянуть и такую деталь костюма, как нож. Истинный горец (Highlander) за своим правым чулком должен носить нож, на рукоятке которого выгравирован цветок чертополоха и вправлен топаз. Надо заметить, что если горец всовывал нож с внутренней стороны ноги, то по шотландской традиции это означало - объявление войны. Мирные люди носят нож всегда с внешней стороны. Традиции ношения шотландцами своего костюма так прочны, что примером может служить выдержка из статьи Л. Мартынова о том, как однажды канадский путешественник и писатель исследователь Арктики Фарли Моуэт в конце ноября посетил Москву.
“Дело было в самом конце ноября, - пишет Л. Мартынов, - Моуэт явился в шотландском костюме: в короткой юбке, толстых клетчатых шерстяных чулках, подвёрнутых под коленями. Из-под пиджака на юбку спускался громадный кошель с отделкой из оленьего меха-спорран. Оказалось, что сегодня все его сородичи одеты точно также, и уже поэтому он сразу может узнать в толпе своего, отметить с ним праздник или, в случае необходимости- прийти на помощь. И хотя шанс встретить другого Моуэта в московской толпе был крайне незначителен, да к тому же погода не благоприятствовала хождению с голыми коленками- ледяной ветер гнал порошу, -никакого разговора о другом костюме и быть не могло. -Традиция, - объяснил Фарли, и успокоил собравшихся: -В канадской тундре было труднее, но в этот день я не могу иначе...” (Мартынов. Л. Вокруг света, 1979, №5, с. 38) . Традиция клановых цветов появилась не так уж и давно. Англичане в своё время запретили шотландцам носить национальный костюм. Это было в 1746 году, когда в битве на плоскогорье Куллоден (Culloden) y Инвернесса (Inverness) шотландцы потеряли шансы на независимость. Запрет действовал 6 до 1782 года, а когда его отменили, то выяснилось, что старые узоры -забыты. Пришлось изобретать новые, записанные за каждым кланом.
Касательно такой основной детали шотландского национального костюма, как юбка-килт, следует заметить, что носили её раньше не все шотландцы, а только хайлендеры (highlanders) - горцы. Как уже мы знаем, Highlands включает в себя самые высокие горы Британских Островов, самые дикие озёра и острова. По своему происхождению хайлендеры считают себя кельтами. Они гордятся тем, что являются потомками скоттов, которые пришли в Британию из Ирландии в 6-ом веке, и они называют себя скоттами (a Scot, a Scotsman, a Scotswoman) , по-шотландски (a Scotch-man, a Scotchwoman) . Несколько тысяч шотландцев, которые проживают у озёр в Западном Хайленде (Western Highlands) и Гебридских островах, всё ещё говорят на Scottish Gaelik (шотландский гэлльский) - древнем кельтском языке, который очень похож на ирландский галльский и сроден валлийскому. Фермеры Хайлендера, или как их тут называют крофтеры (crofters) , ведут тяжелую и простую жизнь, занимаясь земледелием и скотоводством: выращивают овёс и картофель, разводят овец и коров, рыбачат. Килт для некоторых хайлендеров и до сих пор является повседневной одеждой. Хайлендеры чувствуют превосходство по отношению к лоулендерам(lowlanders) - жителям равнины, большинство из которых являются потомками датчан и англосаксов.
По своему этническому составу лоулендеры разнообразнее, чем хайлендеры. До середины нашего века жители равнин -лоулендеры носили штаны и даже не клетчатые. Повторюсь, что каждая традиция в своей основе несёт практический смысл. Хайлендеры носили килт и гетры не просто потому, что им так хотелось, а очевидно потому, что им так удобно передвигаться в гористой местности. мы в связи с этим можно вспомнить кожаные штаны и гетры тирольцев, костюм гималайских горцев- подоткнутый халат кончается над коленями, а икры защищены чем-то вроде гольфов. Очевидно, что так удобнее ходить по крутым горным тропкам) . У лоулендеров же не было необходимости передвигаться по горам и поэтому, естественно, и соответствующего для этого костюма Интересно описывает происхождение традиции носить юбку-килт лоулендерами журналист Л. Мартынов.
“В 1953 году лорд Лаурдейл, глава клана Мэйтлендов, должен был возглавить торжественную процессию государственного значения, неся шотландский флаг с Андреевским крестом, естественно, что и костюм его мог быть только шотландским. Но у низинного клана Мэйтлендов никаких собственных клеток не существовало. Выход из положения был найден: по счастью Мэйтлен-ды состоят в родственных отношениях с горскими кланами Каббингэмов и Ганнов. Те одолжили свои цвета, и из их соединения появился собственный тартан-клетчатая шерстяная материя Мэйтлендов. Впоследствии лорд Лайон на основании долгих расчётов определил мэйтлендам тартан и занёс его в официальную книгу клановых расцветок. Потом создали тартаны и для остальных лоулендеров” (Мартынов Л. Вокруг света, 1979, №5, с.
39) .
7 Всего сорок с лишним лет прошло с того дня, когда лоулендеры завели у себя горский костюм, но это уже стало традицией. Традиции возникают по-разному, но, возникнув, имеют тенденцию не умирать. Исток шотландских традиций - это стремление во что бы то ни стало отстоять свою самобытность. Тем более, что английские короли долго пытались эту самобытность искоренить, но шотландский упорный и упрямый характер противодействовал “сас-сэнах” -таким пренебрежительным словом шотландцы называли англичан.
Суровость и упрямство шотландского характера как нельзя, на мой взгляд, лучше и наглядней выражается в эмблеме национального флага Шотландии-чертополохе (thistle). Интересна легенда о происхождении этой национальной эмблемы (Scottish Thistle). В древние времена викинги (Norsemen) высадились на восточном побережье Шотландии с намерением захватить и ограбить страну. Скотты собрали все свои боевые силы и заняли расположение за рекой Тэй (River Tay) - крупной рекой в Шотландии, в месте, где имелся удобный брод. Так как они прибыли к вечеру, то уставшие измождённые после долгого перехода, разбили лагерь и расположились на отдых, считая, что враг не станет наступать до следующего дня. Однако, викинги были рядом; не обнаружив охраны и часовых вокруг лагеря скоттов, викинги пересекли Тэй, с намерением внезапно захватить скоттов и зарезать их во сне. С этой целью они разулись, чтобы как можно меньше производить шума при передвижении к лагерю. Но вдруг один из викингов наступил на чертополох. От внезапной и острой боли он вскрикнул. Услышав крик, скотты подняли в лагере тревогу. Викинги вынуждены были отступить, а чертополох, в знак признательности за своевременную и нежданную помощь, скотты выбрали в качестве своей национальной эмблемы.
Шотландцы были превосходными и смелыми лучниками. В качестве одной из военных почётных традиций шотландцев - охрана королевы лучниками, в случае её приезда. Эта традиция пошла с давних времён, когда шотландские короли имели право требовать от всех кланов лучников для личной охраны. Сейчас гвардия лучников -четыреста немолодых землевладельцев, которые в случае приезда королевы в Шотландию должны оставив все дела, явиться для её охраны, вооруженные луками и стрелами. Причём командиры подразделений также придирчиво проверяют упругость тетивы и остроту наконечников, как это делали в ХII веке. И каждый из пожилых лучников способен пробить стрелой толстую доску - традиция требует от каждого из наследственных членов гвардии неустанных тренировок с предписанным ему видом оружия. Всё это, конечно, занимает немало времени, но как считают в Шотландии, выполнение традиционных и родовых обязанностей лучше всего спаивает клан. А принадлежность к спаянной, даже архаичной, организации помогает жить в нынешнем неустойчивом мире. Ведь член клана безошибочно рассчитывает на поддержку собратьев. В Глазго (Glasgow - крупнейшем Шотландском городе) с 1806 года, например, существует организация клановой взаимопомощи, которая помогает своим с трудоустройством. Бывают даже международные встречи кланов в Эдинбурге (Edinburgh) - столице Шотландии. На встречи кланов съезжаются люди, носящие одно и то же -шотландское имя. Делегаты таких встреч одеваются в национальные костюмы, речь о которых шла выше. На встречах кланов всегда присутствуют волынки, музыка которых услаждает слух представителей кланов, происходят соревнования в метании бревна -кэбера (tossing the caber) , в беге в гору, танцы, одним из которых является танец с подпрыгиваниями над скрещенными палашами -старый, добрый, истинно шотландский танец, едят хаггис (haggis) -копчёный овечий желудок, набитый кусками мяса со специями. Это очень сытное, хотя с непривычки не очень-то вкусное блюдо. Шотландцы едят хаггис с картофельным пюре или пюре из репы. Об этом и о других традициях, прежде всего, связанных с сельским образом жизни шотландцев, будет сказано в следующей главе.
II Поскольку шотландцы являются, в основном крестьянами, то и обычаи их с давних пор являлись, прежде всего, обычаями хлебопашцев и животноводов. Вся их трудовая жизнь самым тесным образом была связана с природой: солнцем, дождём, другими явлениями природы, урожайностью полей, плодородием скота, сменой времён года, сменой дня и ночи. Древние кельты делили год на холодный (от праздника Самхейн) и на тёплый (от праздника Белтан) периоды. Отсчёт холодного периода кельты вели со времени прихода скота с пастбищ, а начало тёплого- от выгона скота на пастбище. Трудовой опыт убедил людей в том, что периоды сельскохозяйственных работ следует согласовывать с движением Луны, Солнца. Ярким примером развития астрономических знаний и их использования народами Запада может служить кромлех Стоунхендж (Stonehenge) , расположенный в Англии между Бристолем и Солсбери, а также Шотландский Стоунхендж, о котором я уже упоминала, расположенный недалеко от г. Сторновэя - столицы о. Гарриса и о. Льюиса (Гебридские острова) . Эти сооружения представляли собой два концентрических круга. Английский Стоунхендж состоял из 38 пар вертикально стоявших камней, его конструкция включала также и третье сооружение из врытых в землю тесаных камней, перекрытых каменными плитами. Шотландский Стоунхендж состоял, как уже упоминалось, из 13 монолитов. В центре таких сооружений стоял один огромный камень-монолит, а на северо-восток от него вне сооружения другой. Исследователи обратили внимание на то, что оси каждого из этих загадочных сооружений, проведённые от центрального монолита к внешнему, направлены к той точке горизонта, где в день летнего солнцестояния восходит солнце. Эти кромлехи, бесспорно, являются древнейшими в Европе астрономическим сооружениями для наблюдений восхода и захода небесных светил -Солнца и Луны, что необходимо для определения времени. По преданиям, перед такими алтарями друиды (кельтские жрецы) совершали торжественную службу 21 июня, начинавшуюся при первых лучах солнца.
В последние годы в Англии приверженцами кельтской старины был организован современный орден друидов, члены которого пытаются реконструировать старые друидские ритуалы и церемонии. По инициативе ордена стала вновь совершаться ежегодная служба летнего солнцестояния в Стоунхендже, и совершается она в том же самом месте и в тот же час, что и в древние времена.
Следует заметить, что у кельтов имелась прямая связь календаря с сельскохозяйственными циклами, на что нам указывают их празднества. Большим праздником для древних шотландцев (кельтов) был Самхейн - праздник, когда отмечали приход скота с пастбищ и начало нового года. 1 мая совершали обряд Белтан, во время которого скот перед выгоном на пастбище проводили через дым от костров. К началу февраля, когда ягнятся овцы, относиться праздник Имболе, а 1 августа отмечали день Лугнаса, совершая обряд для получения хорошего урожая, посвященный богу Лугу (Луг дуну) ; день Лугнаса в древних кельтских документах толковался как время начала жатвы. Даты всех кельтских праздников указывают нам на высокий уровень знаний и разработанность календаря у этого народа.
Нельзя не отметить такой старый языческий праздник летнего солнцестояния (Midsummer Day) как 21 июня. После распространения христианства с 6 в н.э. церковь пыталась подчинить его своему влиянию и приурочила к этому времени праздник в честь Иоанна Крестителя (24 июня) , но уничтожить древнюю народную основу праздника ей не удалось, лишь сроки выполнения языческих обрядов переместились с 21 на 24 июня.
У кельтских народов Британии св. Иоанн остался в стороне от перенесенных на его день народных обрядов и никакой функции в обрядности для летнего солнцестояния не выполнял. Само время праздника Midsummer говорит о его прошлой связи с культом солнца. Потому и основные обряды и ритуалы дня св. Джона (St. John’s Day) сходен с таким же комплексом обрядов дня зимнего солнцестояния - 21 декабря. У кельтов с обоими днями связано много поверий о якобы особенно могущественной в ночь на дни солнцестояний нечистой силе ; центральное место в праздновании этих дней занимают различные формы ритуальных огней;большую роль в обрядах, приуроченных к этим двум датам, играет зелень - зелёные ветки, цветы, даже деревья, в некоторых обрядах зимнего и летнего праздника имеются мотивы брака, семейного благополучия.
Ещё во второй половине ХIХ в. сельские жители Шотландии были убеждены, что именно в ночь накануне дня св. Джона ведьмы собираются на свои шумные сборища: феи водят хороводы на лесных лужайках, вершинах холмов; многочисленные духи бродят по земле. По кельтским представлениям, эта ночь была второй по значению из трёх годовых “ночей духов” , когда большую власть приобретали разные сверхъестественные существа. Кельты считали, что в эту ночь души язычников посещают землю и веселятся до рассвета. Существовало в прошлом также поверье, что в ночь на 24 июня души всех людей во время сна покидают тело и бродят по земле. Верили, что если в полночь прийти к церковному крыльцу, то можно увидеть души тех, кто умрёт в приходе в текущем году. Как уже было сказано, большую роль в празднике св. Джона играли ритуальные огни различного вида, особенно костры. В недалёком прошлом в ночь накануне дня св. Иоанна костры горели во всех областях Великобритании на городских и сельских площадях. Зажигали и большие общинные костры - вне населённых пунктов, обычно на возвышенностях, холмах. Так, в шотландских городах Абердине и Элгине народ разжигал костры как на главных дорогах и городских площадях, так и почти перед каждым домом.
В 1581 г. элгинский городской магистрат издал указ, запрещавший обычай, но это не дало результатов; в 1599 г. несколько лиц предстало перед судом за то, что они “зажигали огни Белтана в канун для летнего солнцестояния” . Огни и факелы в эту ночь вызывали так часто пожары, что почти во всех городах и деревнях назначалась особая охрана, которая должна была следить за кострами. Для больших костров, разжигаемых на вершинах холмов, топливо задолго до праздника собирала местная молодёжь. Но каждая семья старалась разжечь и свой собственный костёр перед домом. Обычаи и обряды шотландцев, связанные с зажжением костров, многочисленны и разнообразны. Костры имели в народных обычаях двоякое значение: по более старым представлениям, им приписывалась связь с солнцем, а со временем им стало придаваться очистительное значение. Переплетение этих двух осмыслений огня можно встретить в кельтских обычаях часто. Считалось, что огни св. Иоанна (св. Джона) , как и солнечные лучи, оказывают благотворное влияние на рост растений, на благополучие людей и животных: если, например, отблеск или тень от костра падает на поля, то на этом участке хорошо будут расти хлеба. Золу от костра сыпали по полям, чтобы обеспечить урожай. Во многих местах Шотландии для того, чтобы сделать землю плодородной, в пашню и огородные грядки втыкали обгорелые палки от костра. Связь с культом солнца имел и распространённый среди шотландцев обычай катать с гор или крутых обрывов рек колёса, обвитые соломой и зажженные. Иногда при этом гадали: если колесо горело всё время, пока катилось, то урожай будет хорошим.
Близкий к солнечному культу обряд бытовал на Оркнейских островах в конце ХVIII в. На вершине самого высокого холма в приходе разжигали большой костёр, и все присутствующие в полном молчании несколько раз обходили его кругом, по движению солнца, начиная обход с востока. В более позднее время большинство обрядов, совершаемых вокруг костров дня летнего солнцестояния, по-видимому, исходили уже из представления об огне как силе, уничтожающей всякое зло и обладающей очистительными и обеззараживающими свойствами. С течением времени смысл ритуалов, связанных с культом солнца, забывался или переосмыслялся, но приписывание огню очистительных свойств и вытекающие из такого толкования магические действия продолжали бытовать, иногда вплоть до настоящего времени. Повсеместно существовало поверье, что если дымом от костра окурить посевы и поле, то урожай будет лучше сохранён. Скот обходили с зажженными от костра ветками - для защиты от нечистой силы.
По рассказам одного путешественника ХVIII в., кельтское население о-ва Мейкланд (Оркнейские острова) ещё за две недели до дня св. Иоанна начинало заготовлять длинные вязанки вереска. Когда в ночь на 24 июня зажигался костёр, каждый юноша также зажигал одну из приготовленных им вязанок и бегал по полям и вокруг посёлка, размахивая ею в воздухе. Фермеры с горящим пучком вереска в руках совершали по ходу солнца обход своих полей и стад. После того, как костёр догорал, молодые люди прыгали через угасающее пламя. По старым представлениям кельтов огонь ритуального костра предохранял человека и всё его богатство от всякого зла, от колдовства и чар нечистой силы. В прошлом на кострах совершались жертвоприношения богам, а в глубокой древности жертвами часто были и люди. О том, что древние кельты на своих больших праздниках сжигали людей, есть сообщения Юлия Цезаря и других античных авторов. Из прутьев ивы и травы сплетали большую корзину, в неё сажали раба или животное и затем всё это поджигали. Следы древних жертвоприношений проявляются в обычае шотландцев бросать в огонь костра кость какого-нибудь животного. Рыбаки Шетландских островов также обязательно клали в свои костры кости рыб, домашних животных, пучки шерсти, и т.д.
В праздник летнего солнцестояния у шотландцев имела место общинная трапеза: в ХIX в. у них повсеместно существовал обычай в вечер накануне дня св. Иоанна выставлять на улицу перед каждым домом столы, на которые ставили сыр, масло, творог, лепешки и бутылки с виски- для угощения соседей и прохожих. Как и в день зимнего солнцестояния, большую роль во всех обрядах, приуроченных к 21-24 июня, играла всевозможная зелень. Кельты украшали к празднику дома, церкви цветами, зелёными ветками. В зимний цикл праздников магическую силу приписывали веткам вечной зелени как символу бессмертной, живительной силы природы;в разгар же лета вечнозеленые деревья не имели такого значения: в июне почти все растения были в пышном цвету, поэтому всем им приписывались какие-то магические свойства. Именно в ночь накануне дня св. Иоанна старались собрать на зиму различные травы для медицинских целей, так как считали, что целебные свойства таких трав в это время намного эффективнее.
Особенно много собирали цветов зверобоя. Издавна корни, сок, цветы этого растения применяли в народной медицине для лечения ран и как успокаивающее средство, но цветок, кроме того, по поверьям, обладал и значительной магической силой. Зверобой был настолько тесно связан с днём св. Иоанна, что в английском языке он известен под названием “растение св. Иоанна” (St. John’s wort) . Его пучки подвешивали над окнами и дверьми домов - как защиту от нечистой силы, цветы его с этой же целью прикалывали к одежде.