Старая добрая Англия
Мародёрка-1965


Правила | Сюжет | Нужные
Внешности | Хронология
Список персонажей
FAQ | Гостевая

You think you know a story, but you only know how it ends. To get to the heart of the story, you have to go back to the beginning.

Старая добрая Англия

Объявление



Об игре:

Рейтинг — NC-17 (18+) Открытый финал
Хогвартс, постХогвартс Активный Дурмстранг
Дети при желании имеют возможность участвовать в политике

Очень ждём:
Риту Скитер (13 лет), Барти Крауча-ст (около 20 лет), Фенрира Грэйбека(!), оппозицию, школьников и преподавателей

Администрация:
Lucius Malfoy, 337411518 - начитка ролей, последняя инстанция по матчасти и теории магии.
Lucilla Malfoy, 374073249 - основатель форума.


Мы играем по I поколению мира Роулинг. Нерв нашей игры — политическая жизнь магического мира 60х годов. Что было и что могло бы быть? Как личные амбиции и интересы привели к краху системы, причём тут Гриндевальд и где странствует будущий Тёмный Лорд, который уже совсем скоро вернётся в Британию не с миром, но с мечом?

Мы предлагаем вам тщательно продуманный мир, специально прописанную матчасть и огромную любовь к магической Англии. И помните: СДА — игра в сюжет. Вы можете изменить всё, поэтому вы в опасности. Сегодня. Сейчас. Бегите!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Старая добрая Англия » Страноведение » Польские праздники


Польские праздники

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Январь

Январь представлял собой продолжение рождественских празднований, приём гостей, визиты к друзьям и родственникам и распевание рождественских гимнов, начинавшееся сразу после Рождества. Новый Год возвещали многочисленные развлечения, которые начинались в канун нового года, как и в случае многих других праздников, предшествовали, собственно, праздничному дню.

Новый год

Новогодние гадания

Множество гаданий проходило именно этой ночью. Ложку масла наливали в металлическую плошку, держали её над пламенем свечи, и когда масло нагревалось, выливали его в воду. Очертания растёкшегося масла изучали, чтобы определить будущее. Другим методом было возложение на большое блюдо различных предметов, таких как пригоршня земли, кольцо, веточка мирта, вода в стакане, ключи и чётки. Тем, кто хотел узнать своё будущее, завязывали глаза и велели взять что-нибудь с блюда. Пригоршня земли означала похороны, кольцо – помолвку, мирт – свадьбу, вода – крещение, ключи – счастивое супружество и чётки – благочестие. Девушка на выданье, желающая узнать свои шансы на замужество, ночью стучала в дверь курятника. Если петух просыпался и начинал кукарекать, это было подтверждением того, что девушка выйдет замуж в течение года. В некоторых деревнях Западно-Поморского воеводства молодые люди рисовали на окне девушки на выданье птиц, медведей, кота или собаку как счастливый знак скорого замужества. Когда девушка замечала рисунок, она должна была смыть его, иначе жених не мог переступить порог этого дома.

Новогодние языческие традиции

В сумерки молодые парни выходили в сад, водили хоровод вокруг деревьев, колотили в горшки и сковороды, звонили в колокольчики и стреляли из винтовок, чтобы разбудить деревья от их зимней спячки и чтобы обеспечить хороший урожай фруктов. В Силезии и других районах Польши, которые находились под сильным влиянием немцев, в канун нового года происходили “стреляющие вечеринки”. Этот обычай происходил от старых языческих поверий, что шум прогоняет злых духов. Эта традиция казалась особенно полезной в середине зимы, когда силы смерти и холода, похоже, властвовали над природой. Молодые люди ходили от хутора к хутору, устраивая оглушивательный шум. После того, как они как следует отпугивали злых духов, хозяин хутора приглашал стрелков в дом на стаканчик-другой.

Новогодние поздравления

Одно время практически везде в Польше поздравление с Новым Годом звучало как “Буг шень стыкай!”, что просто переводится как “Да коснётся вас Божье благословение!”
Другим распространённым поздравлением было:
Жычымы достаткуф,
Выжших достоиньств,
Роджиком почехы з джятек,
Панном и кавалером добрего
заменься люб ожененья,
А вшыстким бвогосвавеньства
небос и двугего веку.

Желаем вам много
Высших наград,
Родителям – радость их детей,
Паннам и кавалерам хороших
Мужей и жён,
И всем остальным
Благословенья небесного и долгой жизни.

Cуществовал общепринятый метод  или иерархия для обмена этим новогодним поздравлением. Фольклорист девятнадцатого века Лукаш Голембиовский отмечает, что тот, кто был ниже по статусу, произносил приветствие первым. Например, дети первыми поздравляли родителей и других взрослых, холостые парни первыми поздравляли девушек итд.

Другое распространённое новогоднее поздравление имело происхождение от следующей истории: Когда-то давно в Кракове жила очень благочестивая и религиозная женщина, которую звали Досей. Она прожила более ста лет и всегда была здоровой, счастливой и занималась благотворительностью. Она умерла в самый канун Рождества, и её оплакивали весь следующий год. Её влияние было таким сильным, что при встрече в канун Нового Года люди приветствовали друг друга:”Жычень чи Досего року” (Желаю вам Досиного года), что означало “Да пусть твоя жизнь будет такой же долгой и успешной, как у Доси”.

Новогодние розыгрыши

Кроме наилучших пожеланий друг другу, люди устраивали шутки и розыгрыши. Один такой розыгрыш назывался подкраданя. Это было добродушное, шуточное воровство, обычно имевшее место между соседями и друзьями среди польских шляхтичей и богатых землевладельцев. Скажем, молодой шляхтич Ян крал призовую корову пана Вилинского прямо из хлева. Обнаружив пропажу, пан Виленский начинал поиски. Найдя корову, довольно жующую сено в хлеву пана Яна, пан Вилинский должен был заплатить круглую сумму, чтобы заполучить её обратно, а Ян и его друзья, которые помогали ему успешно украсть корову, баловали себя плотным праздничным обедом с водкой и произносили тосты в честь паа Вилинского и его коровы. Иногда хозяин дома обнаруживал пропажу телеги или даже пропажу ворот, которые невозможно было нигде отыскать.

Новый Год и хлеб

В Новый Год люди часто приходили друг к другу в гости специльно для того, чтобы пожелать всего наилучшего. Те, кто зарабатывали средства к существованию благодаря земле, осыпали друг друга овсом как символом изобилия или, принося овёс в рукавах, роняли немного на каждый угол стола как пожелание того, чтобы в новом году стол ломился бы от хлеба. Кроме того, было принято, чтобы на столе всегда была буханка хлеба, накрытая белой тряпицей, как знак Божьего дара. Этим хлебом встречали и почётных гостей, и случайных нищих.

Визиты священника

Новый Год также был днём, в который по традиции местный или приходской священник и его викарии ездили по деревне “по коленьдзе” - колядовать. Священник обычно объявлял, какую деревню или семьи он посетит. В более старые времена в таких визитах священника сопровождали органист и один-два учащихся приходской школы. Органист и ученики пели гимн про рождение Христа, а священник поздравлял с Новым Годом. Он осведомлялся о здоровье каждого в доме и предлагал советы и напоминания по различным трудностям. Он проверял детей на знание катехизиса, давал им поцеловать иконы и крест и напоследок освящал дом. В деревнях священнику часто дарили корзину грибов, кусок сала, головку сыра,  орехи и сухофрукты. В городах священнику по окончании визита платили деньгами.

Пословицы

Пословицы про Новый Год включают в себя:
Новы Рок погодны, збьюр беньдже дородны – Если в Новый Год хорошая погода, то и урожай будет хорошим.
Гды в Новы Рок ясно, в гумнах беньдже часно – Если в Новый Год хорошая погода, гумна будут набиты.

+1

2

Двенадцатая Ночь (5 января)
и Праздник Трёх Королей (6 января)

"Новогодки"

Новый Год и Двенадцатая Ночь были одними из самых важных дней в цикле зимнего солнцестояния, и по этому случаю поляки пекли особо приготовленный хлеб. Такой хлеб в Польше так и назывался “нове лятки” - новогодки. В древние времена люди верили, что нове лятки обладают сверхъестественными силами, которые могут повлиять на плодородие и процветание.

Создание и выпечка этого ритуального хлеба обычно начинались вечером в канун Нового Года и/или Трёх Королей. К делу подступали со всей серьёзностью. Ржаную или пшеничную муку смешивали с водой в кадушке и иногда добавляли соль. Пшеничная мука была предпочтительнее ржаной, потому что считалось, что тесто будет мягче. Тесто месили очень и очень долго, пока оно не становилось плотным и твёрдым, чтобы оно не теряло форму при выпечке. От теста отрывали небольшой кусок и с помощью ножа руками формировали фигурки коров, овец, кур, коз и гусей, а также рыб и змей. Фигурки были достаточно детальными; часто включая в себя рога оленя или ноги аиста. Также формировали и выпекали фигурки фруктовых деревьев, всадников, охотников с добычей или женщин с детьми на руках. В густых лесах Курпе, где традиции сохраняются и по сей день, наиболее излюбленными мотивами были фигурки оленей, кроликов и белок.

После выпекания фигурки свешивали со стропил или высокой каминной или печной полки, где они оставались до следующего года. Иногда их укладывали в гнездо, свитое из различных трав и вывешивали в окне. Если животные на хуторе заболевали или подходило время пятнания, фигурки из теста размачивали в воде и скармливали животным.

Кроме одиночных фигурок, существовала другая форма нове ляток, которая отличалась тем, что полностью вылепленные фигурки животных и людей помещали на круг теста. Согласно древним верованиям, круглых хлеб, на котором стояли фигурки, был магическим кольцом и защищал всех, кто находился в этом круге.

Вечер Изобилия

Вечер Праздника Трёх Королей назывался “щчодры вечур”, что означало вечер изобилия. Семья обычно проводила эту ночь у печки или камина, распевая гимны, ожидая прихода колядочников и обмениваясь подарками. Готовясь к этой ночи, выпекали особый пшеничный хлеб, который назывался щчодраки, и или раздавали его бедным, угощали им пришедших в гости, или отдавали его бедным детям, которые заходили этой ночью колядовать. Этот хлеб так прочно был связан с колядками, что колядочников этой ночью начали называть щчодраками. Форма хлеба различалась в разных частях Польши, или представляя из собой полумесяц, или фигурки людей, кота, козы, звезды или колыбели. Он был также широко распространён на Украине.  Происхождение этого хлеба, как утверждают, связано с древними культами, которые первоначально кормили мёртвых, а впоследствии стали кормить бедных и распределять еду среди детей. Подходя  к двери, чтобы поздравить с Новым Годом и пожелать изобилия в новом году, дети пели особые песни про выпечку:

Чи пеклищце щчодраки?
Дайчеж и нам!
Нагроджи вам Пан Езус
И Щвеньты Ян.

Вы пекли щчодраки?
Дайте и нам!
Наградит вас Господь Иисус
И святой Иоанн.

Хозяйка дома щедро раздавала специально приготовленный хлеб, не забывая о пословице:”На щчодрых мьяра, на сконьпых кара”(Щедрому – полная мера, скупому – кара”).

Колядование

По домам также ходили и “гвяздоры”. Это были колядочники, наряженные в самодельные мантии и короны и представляющие волхвов. Один из них мазал лицо чёрным, чтобы представлять мавра.

Миндальный король

Во многих домах, особенно более зажиточных, в канун Праздника Трёх Королей существовал и другой обычай. По окончании ужина вносили торт, в который был добавлен миндальный орех. Торт разрезали по количеству человек за столом. Тот, кто находил в своём куске торта орех, становился “миндальным королём” и имел право выбрать себе из присутствующих за столом женщин “миндальную королеву”. Если за столом собиралось слишком много людей, пекли два торта – один для мужчин и один для женщин, и та пара, кто находили орехи, превозглашались миндальным королём и миндальной королевой. В кругу семьи статус миндального короля предполагал определённую меру ответственности. Во время своего правления монархи должны были поддерживать семейные традиции и честь рода, работать для улучшения жизни семьи в целом и проявлять особый интерес к каждому члену семьи. Также в их обязанности входило организовать праздник и испечь торт в следующем году.

Последний день

Рано утром на следующий день, Праздник Трёх Королей господаж (мужчина, являющийся главой семьи) снимал соломенную звезду, которую он прибил гвоздями над парадным входом в дом,  выносил её в поля и втыкал в землю, чтобы защитить земли от злых духов и обеспечить богатый урожай в новом году. Затем он торопил свою семью в церковь, рядом с которой он покупал маленькую раскрашенную шкатулочку, в которой лежали смола, ягоды можжевельника, кусочек мела и золотая фольга. Эту шкатулку вносили в церковь и освящали. По возвращении домой господаж писал мелом на двери буквы К+М+В, являющиеся инициалами трёх волхвов – Каспара, Мельхиора и Бальтазара, а затем год. Это делали, чтобы обеспечить защиту домочадцев от болезней и неудач. Золотой фольгой натирали шею, чтобы защититься от болезней горла, а можжевельник использовали для обкуривания дома и конюшен.

Праздник Трёх Королей заканчивал швеньте вечоры – двенадцать святых ночей, которые начинались на Рождество – и возвещал начало запустов или масленицы.

+1

3

Февраль

Февраль приносит празднование многих важных событий в польском календарном году. Один из самых интересных приходится на самое начало месяца – 2 февраля и известен как Очышчене Матки Боскей или Праздник Очищения Божьей Матери.

Праздник Очищения Божьей Матери

В латинском церковном календаре этот праздничный день восходит к старинному закону Моисея, по которому каждая еврейская мать должна была воздержаться от посещения публичных молитв в течение сорока дней после рождения мальчика. Он также отмечает, как Мария после рождения Иисуса выполнила предписание закона, по которому принесла двух голубей в жертву грешницы  и с помощью молитв священника очистилась от ритуальной нечистоты. Поскольку это было первым введением Христа в дом Божий, этот праздник также называется Введение Христа в Храм.

Процессия огней

Из Иерусалима празднование сорокового дня распространился во всей Церкви. В восьмом веке (701г) папа Сергиус ввёл в празднование этого дня крестный ход, но не предусматривал никакого освящения свечей. Только в одиннадцатом веке к крестному ходу добавилось освящение восковых свечей, и зажжённые свечи стали частью торжественной процессии. Согласно римскому молитвеннику, служащий священник или “празднующий” пел и читал пять молитв освящения, брызгал святой водой и окуривал ладаном свечи и раздавал их верующим, которые несли зажжённые свечи в торжественной процессии внутри храма. В средние века священники не ограничивались службой в храме, но часто продолжали процессию, выйдя из храма и обходя церковный двор и могилы умерших прихожан. Процессия символически представляла собой вход Христа как Света мира, в Иерусалимский Храм.

Освящение свечей и процессия огней стала прочно ассоциироваться с этим днём, и таким образом во многих европейских языках возникло второе название Празднества Очищения Божьей Матери. Англичане называли его Candlemas, немцы – Maria Lichtmess, чехи и словаки – Хромнице, и среди поляков, которые почитают Божью Матерь больше всех, этот день стал называться Матка Боска Громнична или Матерь Божья Благословенной Громовой Свечи.

Громницы - освящённые свечи

В день Очищения поляки приносили свечи, украшенные или лентами, или литургическими символами, чтобы священник их освятил. Затем они приносили освящённые свечи (которые называли "громнице", от слова "гром") домой. Ночью люди воздавали почести Божьей Матери перед всеми остальными, оставляя одну из освящённых свечей гореть перед иконой Девы Марии до самого рассвета. Другую громнице прятали в надёжном месте и использовали, когда это могло понадобиться в различных ситуациях, в течение года.

Громнице и роды

Один из главнейших способов использования громнице занимал центральное место в ритуале очищения женщин после родов. Во многом повторяя древний обычай Иерусалима, поляки верили, что после родов женщина была нечистой, и её состояние распространиось бы на поля, погубив урожай. Во время периода нечистоты женщину избегало остальное общество, и ей было запрещено соприкасаться с ним. Период изоляции заканчивался церемонией “вывуд”, которая очищала женщину и освобождала её и её ребёнка от вынужденной изоляции. Примерно через шесть недель или сорок дней после рождения ребёнка женщина выходила из дома, держа в руке громницу. Опустившись на колени перед дверью храма, на ждала, пока священник склонится к ней и прочитает очистительную молитву, окропит её святой водой и затем введёт её в храм, что возвращало её обратно в общество.

Громнице и смерть

Освящённые свечи также зажигали у смертного одра, чтобы защитить умирающего от сатаны. Поляки верили, что в момент между жизнью и смертью за душу умирающего соревнуются ангелы, которые являются посланниками Неба, и сатана, король тьмы. Эта вера была такой сильной, что в Польше существовал обычай хранения громницы “на смерть”, чтобы “смерть была более лёгкой и злые духи не добрались бы до души”. Очень набожные и благочестивые люди часто вешали одну из освящённых свечей над постелью как напоминание о том, что нужно быть готовым к смерти в любой момент.

Громнице и молния

О самой важной задачей свечи свидетельствовало особое название Матки Боскей Громничны. Не подвергалось ни малейшему сомнению, что зажжённая свеча защищала дом и подворье от ударов молнии. Когда гремел гром и сверкала молния, поляки зажигали освящённую свечу перед иконами в твёрдой уверенности, что свеча обладает силой прогнать гром и молнию, тем самым защищая их собственность от удара молнии и разрушения. Молитвенники девятнадцатого века содержат особые молитвы, которые читались во время гроз и молнии, они молили Бога не посылать гром на рабов Его и отвернуть грозу от их домов и собственности.

Хозяйство: громнице против голода

Громницу также использовали во множестве других случаев, чтобы отогнать силы зла и беды. Даже в начале девятнадцатого века отмечается, что крестьяне начинали наиболее важные работы в поле, такие как бросание первого зерна во время сева, выгон скота на постбища весной, начало и окончания сбора урожая, с освящённой свечой в руках. Иногда хуторянин собирал пролитый воск свечи и закапывал в землю вместе с зёрнами в первом ряду и зачастую возлагал часть свечи в последний пшеничный сноп или солому, хранящиеся в амбаре после сбора урожая.

Отогнать зло: громнице в магических практиках

Даже несмотря на то, что Церковь осуждала использование свечей в магических заклинаниях и насылании болезней, громницу повсюду использовали в суеверных практиках и предсказаниях. В день Очищения с зажжённой свечой обходили дом и подворье, и скот, чтобы защитить всё имение. Зачастую для дополнительной защиты на спинах животных выжигали знак креста. К концу девятнадцатого века, громницей стали выжигать кресты на дверных рамах и подоконниках, что тоже служило защитой от злых духов. Вдыхание дыма после задувания свечи защищало и предупреждало заболевания горла. Иногда над зажжённой громницей держали пальцы, чтобы защититься от болезней, воспалений и заноз.

Праздник Очищения Божьей Матери:
предсказания и приметы

Многочисленные пословицы свидетельствуют о том, что сам праздничный день использовали для предвидений и предсказаний будущего. Наблюдение за погодой в этот день предсказывало, сколько будет продолжаться зима, какой будет погода в различные времена года и каким будет урожай.

Гды на Громничнонь мрус, шыкуй хвопе вус, а як лане, то сане – Если на Очищение мороз, готовь телегу, если дождь, готовь сани.

Гды своньце швечи ясно на Громницень, то пшыйдонь венькше мрозы, шнежице – Если на очищение солнце светит ярко,  наступят ещё большие морозы со снегом.

Поляки также наблюдали за поведением животных в этот день для того, чтобы предсказать будущую погоду. В отличие от американцев, которые предсказывали погоду по поведению лесного сурка на целых шесть недель до официального начала весны в марте, поляки района от Тарнува (Малопольское воеводство) до Жешува (Подкарпатское воеводство) для этих целей наблюдали за поведением медведей. Если в день Матки Боскей Громничней медведь выходил из берлоги и обнаруживал мороз, то он разрушал свою берлогу, потому что он ожидал скорого окончания зимы. Однако если погода была влажная, медведь выходил и подправлял берлогу, потому что зима должна была продержаться довольно долгое время.

Окончание праздника

Последней функцией Матки Боскей Громничной было официальное окончание празднования рождественского периода. Украшения снимали и бережно убирали до следующего раза. Колядочники убирали свои шопки и костюмы. Все мысли официально были направлены на праздничные занятия перед Великим Постом.

+1


Вы здесь » Старая добрая Англия » Страноведение » Польские праздники