Давайте начнем с двух растений, которым уделено особое внимание в книге Дж.Роулинг. Больше всего неприятностей доставила Гарри Поттеру гремучая ива. Что заставило писательницу включить это растение в свою книгу? Что мы знаем об иве?
Первым делом вспоминаются склоненные над водой «плакучие» ветви, белые пушистые шарики «вербы», ну и, пожалуй, еще корзинки, сплетенные из ивовых прутьев. Однако у многих народов ива считалась «чародейским» деревом и действительно имела недобрую славу. Ее связывали с горем и потерей любви, с бесплодием и импотенцией. Плакучие формы ивы были символами печали. Сжигание ивовой древесины, по преданию, приносило несчастье. Древесина ивы была в сказках тем материалом, из которого делали волшебные палочки.
У древних греков ива была посвящена богине колдовства Гекате. В Египте ветви ивы сжигали на погребальных кострах. А вот у римлян ива считалась целительным растением, способным отгонять беду и несчастье – для этого надо было найти дерево с полым стволом, встать внутри него и произносить соответствующие заклинания. Однако ученые древности обращали внимание и на более реальные лечебные свойства дерева. Диоскорид и Авиценна писали о лекарственных свойствах коры и сока этого растения. Позже Парацельс, Иероним Бок, Лоницерус и Маттиоли рекомендовали в качестве лекарственного средства собранную весной кору молодых ветвей ивы. Ее использовали наружно как средство от мозолей и бородавок, для ращения волос, а внутрь – от лихорадки при малярии. Кора ивы даже была названа «европейской хинной коры» за противолихорадочное, жаропонижающее действие. Позже из коры ивы были выделены соединения, получившие название салицилатов, от латинского имени растения – Salix. Одно из этих «чародейских» веществ сейчас знакомо всем – это ацетилсалициловая кислота, аспирин.
В народной медицине отвар ивовой коры использовался также для полоскания рта и горла при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей. Порошок и отвар коры ивы применялись как кровоостанавливающее, вяжущее и глистогонное средства. Молодые побеги ивы считались хорошим средством при цинге.
Высоко ценили иву кельты. В кельтском гороскопе иве корзиночной (Salix viminali) посвящен период с 1 по 10 марта и с 3 по 12 декабря.
Распустившиеся ранней весной пушистые шарики ивы козьей (S.caprea) стали на Руси символом одного из важнейших праздников христианского календаря – Пальмового, а у нас – Вербного воскресения, предшествующего Пасхе. Освященные в церкви ветки вербы принято было хранить целый год – считалось, что они охраняют дом и его хозяев от бед, болезней и несчастных случаев.
И еще одно свойство ивы могло послужить причиной частого упоминания ее как волшебного растения – исключительная способность к вегетативному размножению. В народном фольклоре об иве говорится: «Ее выкосили, а она снова выросла», «Ива из тычка растет». И действительно, срезанный ивовый прутик, воткнутый во влажную землю, почти со стопроцентной вероятностью укоренится. Известны случаи, когда начинали расти плетни, сплетенные из ивовых прутьев.
Еще одно растение, которому уделяется много внимания в книге Дж.Роулинг, – пожалуй, самое известное из волшебных, или самое «волшебное» из известных, – мандрагора.
Ученики Хогвардса на уроке травничества занимались пересадкой мандрагоры. Чтобы успешно выполнить эту операцию, они должны были плотно закрыть уши наушниками, а лишь потом приступать к пересадке: даже совсем маленькая мандрагора, вынутая из земли, издавала душераздирающий вопль, способный надолго лишить человека чувств. Крик же «взрослого» растения просто смертелен...
Мандрагора считалась чудодейственным, магическим растением практически у всех знакомых с ней народов. В первую очередь это связано с необычным видом корневой системы, которая напоминает фигурку человека. Мандрагору называли «прыгающим корнем», «корнем-человеком», «висельным человечком» и использовали в лекарственных и оккультных целях.
Предания и легенды тщательно охраняли мандрагору от посягательств «непосвященных». Считалось, что человек не должен прикасаться к корню голыми руками. Нарушившему запрет грозило проклятье и скорая смерть. Поэтому вытаскивать корень из земли должна была собака, привязанная к растению за хвост. Мандрагора в это время будто бы испускала те самые ужасные вопли. Ризотомист (охотник за корнем мандрагоры) должен был, подбадривая собаку, трубить в рог. Извлеченный из земли корень нужно было облачить в бархатную рубашку и хранить в драгоценном ларце.
Мандрагора приносила счастливому обладателю богатство и славу, избавляла от болезней, помогала женщинам при родах, а также защищала скот от сглаза колдунов. Слава ее была так широка, что существовали даже многочисленные искусные подделки и фальсификации, когда за мандрагору выдавали корни совсем других растений.
Древние немцы и арабы верили в мандрагор – маленьких духов, представленных в облике безбородых человечков, живущих в этих растениях... Во Франции мандрагору считали растением эльфов. У многих народов различали «мужские» и «женские» растения – их изображения можно найти в старинных травниках.
В Аравии было распространено поверье, что ночью мандрагора светится, за что ее называли «свечой дьявола» и считали растением колдунов и ведьм.
Древние римляне и египтяне приписывали корням и плодам мандрагоры свойство афродизиака. Кусочки корня мандрагоры были обнаружены в древнеегипетских пирамидах, а упоминание о ней, наряду с 700 другими лекарственными растениями, присутствует в знаменитом папирусе Эберса, который датируется 1700–1600 гг. до н.э. Упоминается мандрагора и в Библии.
Извлечение корня мандрагоры из земли (иллюстрация из травника XVI в.)
Не обошли своим вниманием удивительное растение и авторы целого ряда литературных произведений разных времен. О мандрагоре говорится в «Одиссее» Гомера, в «Фаусте» Гете и в «Ромео и Джульетте» Шекспира. Знаменитый итальянский писатель и государственный деятель Макиавелли написал комедию «Мандрагора», в которой корень растения играет драматическую роль в жизни народа.
Однако помимо «волшебных», мифических качеств, мандрагора – растение семейства пасленовых – имеет и вполне реальные лекарственные свойства. Недаром научное название одного из видов растения – Mandragora officinarum – «лекарственная». Все части растения содержат алкалоиды гиосциамин и скополамин, обладающие болеутоляющим и спазмолитическим действием. Еще с древних времен мандрагору использовали для этих целей, а также как снотворное, о чем писали Гиппократ и Теофраст. В народной медицине настойка из корня мандрагоры применялась при коликах и язве желудка, астме, сенной лихорадке и коклюше.
Изображение мандрагоры с плодами
А вот плоды мандрагоры – шаровидные желтые или оранжевые «яблоки», в отличие от корня, снискали себе дурную славу как нечто крайне ядовитое. Интересно, что по аналогии с мандрагорой долгое время ядовитыми считались и плоды другого пасленового растения – баклажана. Их называли «бешеными», или «безумными яблоками». Потребовалось несколько сотен лет, чтобы этот вкуснейший овощ получил широкое распространение.
Всего известно 5–6 видов мандрагоры, произрастающих в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях. На территории бывшего СССР, в Туркмении, у подножия Копетдага, произрастает мандрагора туркменская (M. turcomanica).
Волшебным растением, частое упоминаемым во всевозможных легендах и сказках, считается и самая обыкновенная крапива. Она ассоциировалась с болезненными уколами любви, а также была символом жизни, полной отчаяния и страданий. Полагали, что только юная невинная девушка может спокойно срывать ее голыми руками и не обжигаться. Греки считали крапиву афродизиаком, она являлась компонентом любовных напитков. У славян крапива считалась средством против ведьм и русалок. В народном календаре был даже праздник – русальное заговенье, в который было принято хлестать друг друга крапивой для защиты от русалок.
Как лекарственное растение крапива известна с глубокой древности. Ее использовали для лечения подагры, мигрени, заболеваний почек и печени, при сахарном диабете, дизентерии, малярии, бронхите и неврозах, для укрепления волос и в косметических целях. Свежий сок крапивы, смешанный с медом, употребляли при болезнях сердца, коклюше, простуде. Благодаря раздражающему действию на кожу крапиву считали хорошим средством от ревматизма.
В современной официальной медицине препараты крапивы используются при нарушениях обмена веществ, ревматизме, астме, малокровии, атеросклерозе, как противолихорадочное и тонизирующее средство. При употреблении крапивы укрепляются стенки сосудов и повышается свертываемость крови.
Пожалуй, самая знаменитая сказка, где упоминается крапива, – «Дикие лебеди» Андерсена. Эльза, чтобы спасти своих братьев-принцев, заколдованных злой мачехой, должна была сплести им рубашки из стеблей крапивы. Действительно, несколько веков назад, до широкого распространения хлопчатника, крапива была обычным прядильным растением. В X в. из нее делали холсты, канаты, шили паруса. Из корней крапивы получали желтую краску, а из листьев – зеленый пищевой краситель.
Необычными, таинственными, представлялись нашим предкам – жителям умеренного пояса и все вечнозеленые растения. А уж если такое растение росло высоко над землей, на дереве, то оно явно обладало загадочными свойствами. Омела, имеющая столь необычный облик, издревле привлекала внимание людей – с ней также связано множество мифов и легенд* .
В Европе омела была объектом суеверного поклонения с незапамятных времен. Веточки омелы, наравне с четырехлистным клевером и подковой, считались универсальными талисманами и оберегами, приносящими счастье и отгоняющими злых духов. Колдуны и знахари Средневековья приписывали омеле способность защищать от колдовских чар, а также считали ее универсальной отмычкой. В Англии было принято давать корове после отела веточку омелы, чтобы защитить ее от ведьм, которые, по поверьям, портят молоко. Народы Западной Европы и поныне на Рождество подвешивают под потолком сорванные ветви омелы, чтобы год был удачным.
Кроме волшебных, омеле приписывались и лекарственные свойства. Врачи античного мира лечили омелой «падучую» (эпилепсию), истерию, головокружения. Авиценна рекомендовал применять омелу для размягчения нарывов и опухолей. В Ирландии и Шотландии из омелы готовили мазь для лечения ран, нанесенных холодным оружием. В настоящее время в официальной медицине препараты омелы используются лишь в нескольких странах (Испания, Франция, Чехия) в качестве средства, понижающего кровяное давление, при лечении атеросклероза.
Всего известно около 100 видов омелы. Распространенная в Европе омела белая (Viscum album) – вечнозеленый полукустарничек, полупаразит деревьев. Семечко омелы, попавшее на ветку дерева, прочно приклеивается к ней благодаря клейкому околоплоднику. Корешок семени проникает через кору и разрастается между корой и древесиной. Корневые присоски омелы не внедряются в древесину растения-хозяина, а как бы обрастают ею, получая из древесины минеральные соли и воду. Органические вещества омела производит сама. Со временем на ветвях дерева образуется клубок из переплетенных побегов омелы, напоминающий шар, диаметр которого может достигать 1 м. Но растет омела медленно – чтобы образовать шар диаметром около полуметра, ей требуется не менее 30 лет. Плоды омелы охотно поедают дрозды, которые и являются основными распространителями ее семян.
Волшебным цветком считали наши предки и нарцисс. Не будем пересказывать здесь известную легенду про греческого юношу, влюбившегося в собственное отражение... В Исламе нарцисс служит эмблемой несгибаемой верности. В Персии нарцисс считался цветком юности, на Востоке этот цветок – символ нового года, радости, удачи и счастливого брака.
Нарцисс являлся также символом обещаний – влюбленный юноша преподносил своей избраннице букет белых нарциссов, источавших божественный аромат и навевающих романтические фантазии. В то же время нарцисс служил символическим изображением девушки, устраняющей соперниц. Это вызвано, по-видимому, тем, что цветки нарцисса, поставленные в одну вазу с другими цветами, убивают их. Чтобы избежать этого, нарциссы, перед тем, как использовать их в букетах с другими растениями, следует выдержать в отдельном сосуде с водой не менее суток – пока они не выделят слизь.
Говоря о сказочных растениях, нельзя не остановиться на белладонне. Она имеет много разных названий – красавка, «сонная одурь», «бешеная ягода», «песьи вишни», «вишня сумасшедших» и – среди прочих – романтическое и зловещее «мать королева ядов». Беладонна – родственник мандрагоры, а также картофеля и томатов... То есть принадлежит все к тому же «роковому» семейству пасленовых, давшему человечеству и «второй хлеб», и сильнейшие яды, и пищу для самых безудержных фантазий. Научное название белладонны – Atropa belladonna – происходит от имени Атропы, одной из трех мойр – греческих богинь судьбы. А «belladonna» по-итальянски – «прекрасная женщина». В свое время женщины Италии и Испании закапывали сок белладонны в глаза, что приводило к расширению зрачка – глаза становились более выразительными. Кроме того, соком ягод натирали щеки для придания им румянца. Так возникла слава растения, придающего женщинам красоту. Отсюда и русское «красавка».
Белладонна содержит значительное количество алкалоидов и очень ядовита. Именно красавка была одним из первых растений, из которого были выделены алкалоиды (в частности, атропин) в 1838 г. В настоящее время красавка культивируется для промышленного получения лекарственного сырья. Препараты на основе ее алкалоидов используются как спазмолитические, болеутоляющие, отхаркивающие, успокоительные средства.
Однако в древности широкого распространения в медицине растение не получило – из-за сильной ядовитости. Иное дело, если нужно было приготовить отраву... Кроме того, благодаря сильному воздействию на нервную систему, белладонна в Средние века считалась волшебной травой и входила в состав колдовских мазей и напитков. Воины в Древней Германии перед сражениями выпивали настой красавки для придания себе боевого духа.
Алкалоиды красавки вызывают сильнейшие галлюцинации и, в частности, иллюзию полета, из-за чего это растение было составной частью знаменитой «мази ведьм», действие которой описал в «Мастере и Маргарите» Михаил Булгаков. Конечно, намазав тело даже самой лучшей из волшебных мазей, вряд ли удастся реально оторваться от земли, но вот испытать подобное ощущение... Кроме ягод красавки в состав снадобья входили и другие ядовитые растения, особым способом приготовленный экстракт которых мог вызвать сильное нервное возбуждение и иллюзию парения в воздухе – например, болиголов (Conium maculatum). Помимо колдовских мазей это очень ядовитое растение семейства зонтичных служило составной частью любовных «отворотных» зелий или просто использовалось в качестве отравы.
Традиционным элементом приворотных зелий была трава вербены (Verbena, сем. Губоцветные). Друиды считали, что вербена способна исцелить от всех болезней, ее почитали священной древние греки и римляне. Кельты использовали ее для заклинаний и заговоров. Христиане называли вербену «крестной травой», считая, что она была полита кровью распятого Спасителя. Существовало поверье, что сок вербены способен помочь в исполнении любых желаний, наделить даром ясновидения, сделать неуязвимым против холодного оружия, а также является противоядием против укусов змей.
Кроме травянистых, магические свойства приписывали и древесным растениям. Из их древесины изготавливали волшебные палочки и посохи, амулеты; толченую кору и измельченные листья добавляли в снадобья; использовался для прорицания и защиты от злых духов и дым от сжигаемых дров. Об иве мы уже рассказали. Из древесины ясеня – «дерева мира» – изготавливали защитные амулеты. Из ясеня было изготовлено, по легенде, копье бога света – Одина. Священным деревом Перуна, символом жизненной силы, считался дуб. Он придавал силы и даровал мудрость. Магические посохи, жезлы для защиты от магии изготавливали также и из древесины орешника (лещины). Лещина считалась деревом, в которое «не бьет гром», крестики из него считались защитой от удара молнии и оберегали от злых духов.
* От редакции. В свое время на страницах нашей газеты подробно рассказывалось об этом растении. Приведем здесь маленький отрывок, имеющий непосредственное отношение к теме настоящей статьи:
«Чтили омелу галлы и италийцы – об этом известно еще из текстов Плиния Старшего. Друиды – так галлы называли своих кудесников – считали, что нет ничего священнее омелы, особенно если она произрастает на дубе. Срывали омелу с соблюдением сложных обрядов: в шестой день луны жрец в белом одеянии взбирался на дерево и, срезав растение золотым серпом, клал его на кусок белой ткани. Омела должна была быть сорвана без применения железа, а сорванная – не коснуться земли.» Ягодовская И.В. «Поцелуй под омелой». Биология, №1/1999.